Музей Октябрьской железной дороги

История дороги

Как называется самая северная железная дорога в мире и почему у пассажирского паровоза большие колёса.

Человек с давних пор мечтал передвигаться быстро. Сначала он одомашнил лошадь и изобрел колесо, затем появилась паровая машина.

Первые паровозы

Английский изобретатель Ричард Тревитик в 1801 году применил силу пара для движения на колесах и создал первый в мире паровоз «Puffing Devil», а в 1808 году спроектировал паровоз «Catch Me Who Can», развивавший скорость 30 км/ч.

Первая в мире железная дорога общего пользования на паровой тяге была открыта в Англии в 1825 году и называлась Стоктон‐Дарлингтон. «Общего» значит каждый человек, купивший билет мог проехать по этой дороге.

Джордж Стефенсон

Джордж Стефенсон – конструктор паровозов, основатель первого в мире паровозостроительного завода. Самый знаменитый его локомотив — «Ракета» в 1829 году на Рейнхильских состязаниях паровозов показал скорость 30 миль в час (48 км/ч).

Первая железная дорога России была построена под руководством чешского инженера Франца Антона фон Герстнера. Именно он предложил построить в нашей стране железные дороги, ведь к тому времени они уже были построены в нескольких странах мира.

Царскосельская железная дорога

Царь Николай I разрешил строить пробную дорогу от Петербурга до Павловска. 30 октября 1837 года первый состав прошёл по маршруту Санкт‐Петербург–Царское село. Расстояние в 27,5 км поезд преодолел за 35 минут.

В поездах того времени было 4 типа «карет»: берлинер, дилижанс, шарабан и вагон. Различались они по уровню комфорта, так в шарабанах не было стен, а в вагонах не было и крыши, зато в берлинерах обстановка была роскошной, с мягкими креслами.

Петербуго‐Московская железная дорога

Второй железной дорогой в России и первой магистралью стала линия Петербург-Москва. В то время она стала рекордсменом в мире: самая длинная двупутная дорога, самая прямая (длина составляла 644 км и т.д. Дорога начала работу 1 ноября 1851 года.

Всего на трассе Петербург-Москва было построено 69 каменных и чугунных труб, 19 путепроводов и 184 моста. Многие мосты стали подлинными шедеврами инженерного искусства. Причем построены они были из дерева.

Товарный паровоз

Товарный паровоз Ов, ласково прозванный в народе «овечкой» был создан в 1901 году. «Овечка» таскала не только грузы, но и бронепоезда во время войны. Надежный и простой в обращении, паровоз пользовался любовью железнодорожников.

Во время войны все перестраивается на военный лад. Это само собой касается и поездов. Во время Первой и Второй мировых войн получили распространение особые поезда для ведения боевых действий — бронепоезда.

Бронепоезда

У бронепоезда все из брони — и локомотив, и вагоны управления, и платформы, оснащенные вооружением. С помощью бронепоездов можно вести бой, минировать пути и перевозить десант. Бронепоезда сыграли важную роль в Великой Отечественной войне.

В СССР была традиция присваивать некоторым локомотивам имена коммунистических вождей: Серго Орджоникидзе, Феликс Дзержинский. Паровоз ИС был создан в 1932 году на Коломенском заводе и назван был в честь тогдашнего руководителя страны Иосифа Сталина.

Пассажирский ИС

На момент создания, этот паровоз был самым мощным пассажирским паровозом в Европе, а в 1937 он даже получил Гран‐при на Всемирной выставке в Париже.

Для курьерских поездов в 1930‐е годы строили очень быстрые локомотивы особой, обтекаемой формы. Эта обтекаемая и немного вытянутая форма помогала им развивать очень большую по тем временам скорость

Курьерский локомотив

Незадолго до войны Коломенский завод выпустил два опытных паровоза типа 2‐3‐2, которые с 1938 года обслуживали рейсы «Красной стрелы».

Поезд «Красная стрела» стал первым фирменным поездом СССР. Внутреннее убранство вагонов ни в чем не уступало зарубежным вагонам 1 класса.

Экспресс «Красная стрела»

Первый экспресс «Красная стрела» отправился в путь 10 июня 1931 года. На отдельных участках его скорость достигала 100 км/ч. «Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом в Советском Союзе.

Главный недостаток паровоза – это его низкий КПД, т.е. очень много топлива уходит на разогрев воды для получения пара. Поэтому инженеры всего мира стремились изобрести локомотив с более высоким КПД. Так появились тепловозы и электровозы.

Первый советский тепловоз

Первый тепловоз в нашей стране был построен в Ленинграде в 1924 году по проекту инженера Я.М. Гаккеля. С постройкой этого локомотива накоплен ценный опыт, использованный при дальнейших разработках тепловозов.

Начиная с 1950-х гг. в нашей стране и во всем мире началась планомерная работа по повышению скоростей пассажирских поездов. Ведь прибыть из одного города в другой из одной страны в другую всем хочется побыстрее.

ТЭП-80

В 1980-е годы в нашей стране был создан опытный тепловоз ТЭП-80, которому было суждено стать самым быстрым тепловозом в мире. Машинист Александр Манкевич достиг на нем рекордной скорости 271 км/ч. Этот тепловоз сегодня стоит в нашем музее.

В 1987–1991 гг. построено 12 боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). У нас в музее один из них.

БЖРК

БЖРК — это успешно решенная задача по размещению межконтинентальной баллистической ракеты весом 150 тонн. Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины.

На наших дорогах появляется все больше и больше скоростных поездов. Каждый имеет свое имя: «Аллегро», «Ласточка», «Сапсан».

Скоростной поезд «Сапсан»

Скоростной поезд «Сапсан» развивает скорость до 250 км/ч. Сдвоенный «Сапсан», курсирующий по линии Петербург–Москва признан Книгой рекордов Гиннеса, как самый длинный поезд в мире, его длина составляет 500 м 78 см

Есть вопросы?
Напиши нам!

  • Человек с давних пор мечтал передвигаться быстро. Сначала он одомашнил лошадь и изобрел колесо, затем появилась паровая машина.

  • Первые паровозы

    Английский изобретатель Ричард Тревитик в 1801 году применил силу пара для движения на колесах и создал первый в мире паровоз «Puffing Devil»

  • Первая в мире железная дорога общего пользования на паровой тяге была открыта в Англии в 1825 году и называлась Стоктон‐Дарлингтон.

  • Джордж Стефенсон

    Джордж Стефенсон — конструктор паровозов, основатель первого в мире паровозостроительного завода. Самый знаменитый его локомотив — «Ракета».

  • Первая железная дорога России была построена под руководством чешского инженера Франца Антона фон Герстнера. Именно он предложил построить в нашей стране железные дороги.

  • Царскосельская железная дорога

    Царь Николай I разрешил строить пробную дорогу от Петербурга до Павловска. 30 октября 1837 года первый состав прошёл по маршруту Санкт‐Петербург–Царское село.

  • В поездах того времени было 4 типа «карет»: берлинер, дилижанс, шарабан и вагон. Различались они по уровню комфорта, так в шарабанах не было стен, а в вагонах не было и крыши.

  • Петербурго-Московская железная дорога

    Второй железной дорогой в России и первой магистралью стала линия Петербург-Москва. В то время она стала рекордсменом в мире: самая длинная двупутная дорога,

  • Всего на трассе Петербург-Москва было построено 184 моста. Многие мосты стали подлинными шедеврами инженерного искусства. Причем построены они были из дерева.

  • Товарный паровоз

    Товарный паровоз Ов, ласково прозванный в народе «овечкой» был создан в 1901 году. «Овечка» таскала не только грузы, но и бронепоезда во время войны.

  • Во время войны все перестраивается на военный лад. Это само собой касается и поездов. Во время Первой и Второй мировых войн получили распространение бронепоезда.

  • Бронепоезда

    У бронепоезда все из брони — и локомотив, и вагоны управления, и платформы. С помощью бронепоездов можно вести бой, минировать пути и перевозить десант.

  • В СССР была традиция присваивать некоторым локомотивам имена коммунистических вождей: Серго Орджоникидзе, Феликс Дзержинский.

  • Пассажирский ИС

    Паровоз ИС был создан в 1932 году на Коломенском заводе и назван был в честь тогдашнего руководителя страны Иосифа Сталина.

  • Для курьерских поездов в 1930‐е годы строили очень быстрые локомотивы особой, обтекаемой формы. Эта обтекаемая и немного вытянутая форма помогала развивать большую скорость.

  • Курьерский локомотив

    Незадолго до войны Коломенский завод выпустил два опытных паровоза типа 2‐3‐2, которые с 1938 года обслуживали рейсы «Красной стрелы».

  • Поезд «Красная стрела» стал первым фирменным поездом СССР. Внутреннее убранство вагонов ни в чем не уступало зарубежным вагонам 1 класса.

  • Экспресс «Красная стрела»

    Первый экспресс «Красная стрела» отправился в путь 10 июня 1931 года. Он стал не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом в Советском Союзе.

  • Главный недостаток паровоза — это его низкий КПД. Поэтому инженеры всего мира стремились изобрести локомотив с более высоким КПД. Так появились тепловозы и электровозы.

  • Первый советский тепловоз

    Первый тепловоз в нашей стране был построен в Ленинграде в 1924 году по проекту инженера Я.М. Гаккеля. Ценный опыт, использовался при разработке других тепловозов.

  • Начиная с 1950-х гг. в нашей стране и во всем мире началась планомерная работа по повышению скоростей пассажирских поездов. Ведь прибыть из одного города в другой из одной страны в

  • ТЭП-80

    В 1980-е годы в нашей стране был создан опытный тепловоз ТЭП-80, которому было суждено стать самым быстрым тепловозом в мире. Этот тепловоз сегодня стоит в нашем музее.

  • В 1987–1991 гг. построено 12 боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). У нас в музее один из них.

  • БЖРК

    БЖРК — это межконтинентальная ракета весом 150 тонн в железнодорожном вагоне. Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины.

  • На наших дорогах появляется все больше и больше скоростных поездов. Каждый имеет свое имя: «Аллегро», «Ласточка», «Сапсан».

  • Скоростной поезд «Сапсан»

    Скоростной поезд «Сапсан» развивает скорость до 250 км/ч. Поезд Петербург–Москва признан Книгой рекордов Гиннеса, как самый длинный поезд в мире, его длина составляет 500 м 78 см.

  • Есть вопросы? Напиши нам!